Что такое хорошо.
- Стабильное получение успешных и завершенных работ.
- Движение в разумном направлении.
- Умение организованно вести несколько параллельных тем.
- Способность быть хозяином своей научной темы, своих приборов, своего рабочего места.
Что такое плохо.
- Потеря результатов работы.
- Неспособность заставить себя заниматься тем, что действительно необходимо для темы.
- Неумение планировать работу и думать о будущем.
- Превращение работы в хроническую.
Комментарии.
Что такое хорошо.
Первые два пункта подчёркнуты специально - они имеют большее значение, чем третий и четвёртый.
- "Стабильное получение успешных и завершенных работ". О том, что понимается под "успешной и завершенной" работой можно прочитать в разделе "Результативная работа".
- "Движение в разумном направлении". Иногда люди предпочитают заниматься более знакомыми/лёгкими задачами имеющими весьма сомнительное значение для выполнения проекта и не могут себя заставить приступить к принципиальным вопросам. Это приводит к тому, что проводится вполне разумная, но ничего не определяющая работа. Подчеркнём, что речь идёт не о сравнении "глупой и плохой" и "хорошей и умной" работ. Обсуждается умение выбрать среди нескольких в общем-то полезных работ самую важную и умение заставить себя на ней сосредоточиться.
- "Умение организованно вести несколько параллельных тем". В молекулярной биологии часто приходится ждать заметное время для выполнения некоторых этапов работ (пока подрастают бактерии или дрожжи, пока выработаются антитела). Для того, чтобы рационально использовать собственное время и не тормозить на паузах важно уметь одновременно вести 2-3 небольших проекта.
- "Способность быть хозяином своей научной темы, своих приборов, своего рабочего места". Важно, чтобы человек полностью контролировал собственную тему: (i) чётко представлял себе исходную задачу, (ii) её перспективы и (iii) состояние работы всех тех, кто принимает участие в проекте. Пожалуй главный диагностический признак такого отношения - какую бы работу сам человек ни делал, он всегда может дать разумный ответ на вопрос о том, зачем это делается (ответ "шеф сказал" - неразумный).
Что такое плохо.
- "Потеря результатов работы". К сожалению, это совсем не редкое событие. Потеря клонов, отсутствие фотографий для статьи и т.д. и т.п. Все эти события вызывают досаду и заставляют ещё раз проделывать уже выполненную работу. А в результате - испорченное настроение и напрасная трата средств и времени.
- "Неспособность заставить себя заниматься тем, что действительно необходимо для научной темы". Это свойство противоположно "движению в разумном направлении" из "Что такое хорошо". Проще всего пояснить анекдотом о том, как человек потерял деньги на тёмной дороге, а ищет под фонарём, так как только там светло.
- "Неумение планировать работу и думать о будущем". Это свойство противоположно "умению организованно вести несколько тем" из "Что такое хорошо". Диагностические признаки - "неожиданно закончился фермент", "оказалось, что нет буфера", "нужен реактив, а я не знаю где его искать" и т.п.
- "Превращение работы в хроническую". Скорость проекта напрямую связана с приложенными усилиями только в определённом диапазоне. Понятно, что сверху она ограничена скоростью ферментативных реакций, скоростью роста бактерий и т.п. Кроме того, существует ограничение снизу. Ниже некоторого порога начинают забываться предыдущие результаты, теряются старые данные, сложно вспомнить текущее состояние темы. Всё это и называется превращением проекта в хронический. При одновременном ведении нескольких тем важно следить за тем, чтобы каждой теме доставалось количество усилий достаточное для того, чтобы держать скорость в диапазоне пропорциональности. При невозможности выделить такое количество сил проект должен быть организованно остановлен и законсервирован (записаны промежуточные данные и результаты, заморожены и сложены в одно место "полуфабрикаты" и т.п.).
|