> Обучение > Обучение новичков. Работа со студентами (аспирантами). | ||
В этом разделе описана процедура, через которую проходит неопытный сотрудник (в тексте - "студент"), попадающий в лабораторию. Практика показала, что затрачиваемое на неё время окупается быстро.
| ||
Новичёк станосится членом лаборатории после двух контрольных этапов. Назначение первого (сдача лаб-минимума) - выяснить, подходят ли для человека те требования, которые предъявляются ко всем сотрудникам. Назначение второго (практикум) - понять, насколько самостоятельно он способен работать. Первый этап - сдача лаб-минимума. После сдачи лаб-минимума студент должен уметь самостоятельно ориентироваться и выполнять простейшие работы. Ещё одно назначение этапа - отсев ребят с откровенно слабой подготовкой (это совершенно нормальное явление: нет ничего плохого в том, что любой студент старается найти хорошую лабораторию, а лаборатория - толковых студентов). Отношение к ещё не прошедшим этап "I", должно быть (в смысле того, сколько сил и времени позволительно в него инвестировать) весьма сдержанным - минимально возможный уровень затрат. Ограничение по времени: чтобы лаборатория не захламлялась праздно шляющимся народом подготовка к сдаче ограничивается одним месяцем для студентов (так как они ещё и учатся) и одной неделей для "аспирантов" (которые могут находится в лаборатории весь день). Вначале готовится всё, что можно подготовить самостоятельно, задавая лишь минимальное количество вопросов. А именно: Нужно знать. авт. пипетка; - порядок (что за чем) работы; агарозный гель-электрофорез; Нужно уметь. компьютер ("Windows", "MS Word", "Vector NTI", "Current Protocols"); - мыть камеру; приборы и оборудование; - ввести программу; источники тока (кроме высоковольтных): - мыть, залить новую воду; магнитные мешалки: - уметь пользоваться, регулировать скорость вращения; термошейкер бактериальный; Когда всё это сделано, идёт подготовка по тем вопросам, где нужно объяснять и показывать: Нужно знать. стерильная работа под ламинаром: - где лежат стерильные типы, эппендорфы, 17ml пробирки, зубочистки, петли, шпатели; где что находиться, кто за что отвечает; Нужно уметь. компьютер ("Vector NTI", "Практическая мол. биол."); - приготовить среду для бактерий; стерильная работа под ламинаром: - включить, выключить вентилятор, свет; агарозный гель-электрофорез: - залить плашку; клонирование; - ввести программу; водяные бани; Количество попыток сдать лаб-минимум ограничивается всего двумя. Приём идёт по типу "зачёта без оценки" по всему списку (это прежде всего в интересах экзаменатора, так как проще один раз проверить, чем десять раз объяснить); вопросы, которые сданы с первого раза, во второй раз не проверяются. Таким образом, во время первой сдачи "студент" должен сдать основное количество пунктов а принимающий выяснить, в каких местах знаний есть пробелы. Во вторую сдачу эти пробелы закрываются. Программа лаб-минимума совсем не сложная, так что если человек не может уложиться в два раза это говорит скорее не о его способностях, а о его отношении к работе (это не криминал - например он может быть ещё слишком занят учёбой, но в лабораторию такого человека лучше не брать). Этот этап предназначен для того, чтобы убедиться, что "студент" способен самостоятельно выполнить уже описанную (в смысле - с готовой методикой) работу, и лаборатория может получить пользу от его работы. Важно понять, может ли студент самостоятельно выполнять реальную лабораторную работу (это уже не учеба, к которой он привык, и справится он или нет - не очевидно). Во время выполнения "практикума" скорее всего потребуется что то объяснять, но основная информация должна идти из чтения. Если где нибудь описано то, о чём задаётся вопрос - нужно говорить где и помогать найти книгу, а не тратить время на лекции. В качестве практикума годится достаточно серьёзное задание, которое нужно (понадобится) кому нибудь в лаборатории. Третий этап - самостоятельное задание. После прохождения первых двух этапов "студент" уже нормальный член лаборатории. Ему нужно дать самостоятельную "тему" или работу в рамках чьей либо темы, но уже поискового характера. | ||
"Практическая Молекулярная Биология" http://molbiol.edu.ru |